Что следует за сравнением?
У большинства людей есть идеальные представления о том, какой должен быть муж, жена, начальник, свекровь, подруга, сестра, ребенок ...
Но жизнь преподносит нам сюрпризы в виде полного несоответствия обозначенному идеальному образу. Мы разочарованы такой несправедливостью и щедро делимся этим чувством с нашими близкими и детьми:
«Почему у всех дети как дети, а ты опять...!» «Вот Коля, то смотри какой молодец, а ты?!» «Когда я училась в школе, у меня были одни пятерки. Ну в кого ты такая?!» «Папе никогда никто не помогал, он все сам учился делать, а почему тебе нужно помогать?!» «Тебе ничего не интересно! Вот соседские дети и спортом, и рисованием занимаются, а ты только в планшет хочешь играть!»
Если взрослый человек услышит что-то подобное про себя, он может найти несколько вариантов реакций на эти высказывания. Ведь у него есть развитое мышление и жизненный опыт. У ребенка нет ни того, ни другого. Его мозг полностью сформируется еще очень нескоро, а уж с жизненным опытом, как «посчастливится».
Услышав нелестное сравнение себя с другими, ребенок думает, что он не такой, как надо родителям и они его не любят. Дети по-разному могут реагировать на сравнение. Некоторые дети стараются соответствовать родительским ожиданиям, чтобы заслужить их любовь. При этом они проживают не свою жизнь и от того становятся несчастными. Другие из протеста решают ничего не делать, а если и делают, то «из-под палки». В результате чувство собственной неполноценности сопровождает и тех, и других даже во взрослом возрасте.
Как же удержаться от сравнения, когда чувства переполняют и то, что вы видите не соответствует идеалу?
Не надо удерживать себя! Сравнивайте! НО сравнение ребенка должно быть только с ним самим!
«Я расстроилась из-за твоей двойки! Ведь прошлый раз ты получил четыре! Что случилось?»
«Я озабочена тем, что ты перестал заниматься спортом! Помнишь, какой быстрый ты был на эстафете в прошлом году? Может походишь на плаванье или куда-нибудь еще?»
«Посмотри внимательно, как ты написал эту букву. Вчера она у тебя получилась гораздо лучше. Попробуй написать также.»
«Не понимаю, почему у тебя не получается задача. Помнишь, ты позавчера сам решил. Попробуй сам, если совсем никак не получится, я помогу.»
Есть большая вероятность что, услышав подобное сравнение, ребенок захочет стать лучше. И вы будете приятно удивлены, когда повзрослев, он превзойдет ваши самые смелые ожидания.
Хорошая новость заключается в том, что позитивное сравнение совсем не трудно использовать в повседневной жизни, но оно может принести отличные результаты!