Похвала

Хвалить или не хвалить?
Речь сейчас пойдет о том, что жизненно необходимо для наших детей — о позитивной оценке их действий.

Бытует мнение, что если ребенка хвалить, то он ничего делать не будет, а если ругать, то это его мотивирует. К моему большому сожалению такое мнение широко распространено среди родителей и учителей. На деле все обстоит не совсем так.

Когда ребенка ругают, чаще всего ему вообще ничего делать не хочется. Причиной бездействия может быть испуг от громкого голоса, страх повторной ошибки, сопротивление, чувство несправедливости, отсутствие мотивации или просто плохое самочувствие. Вспомните свое детство, и вы поймете, о чем я говорю. А вот когда хвалят, да еще и к месту, да еще и так как надо, вот тогда вырастают «мотивирующие крылья» на которых хочется взлетать все выше и выше.

Давайте разберемся, как хвалить детей, чтобы у них не пропадало желание добиваться все больших и больших успехов.

Как правило, ребенок представляет свой результат взрослому с надеждой получить оценку своих действий. Это ему нужно, чтобы подтвердить достигнутый успех и закрепить его в своем опыте или получить помощь родителей в случае неудачи.

Если действие совершено без ошибок, то в наше время (в большинстве случаев) похвала звучит, как «Молодец!». К этому слову привыкли все и порой уже не воспринимают его, как позитивную оценку. Скорей, как что-то стандартное, ничего особенно не выделяющее, очень часто произносимое без эмоций. Думаю, что так его обесценило многократное и автоматическое повторение.

Самым важным в этом слове является то, что оно обращается к личности ребенка, а не к тому, что он сделал. Поэтому дети от таких похвал перестают активно действовать, ведь они и так уже «Молодцы!».

А когда позитивная оценка родителя направлена на действие, то у ребенка появляется желание пробовать, достигать, учиться еще и еще. Например, взрослый вместо «Молодец!» за полученную пятерку, говорит: «Как я рад, что ты разобрался в этом материале, хорошо подготовился к контрольной и получил за это высокую оценку!»

После такой похвалы у вашего ребенка будет понимание, что пятерка является лишь результатом его действий, а не счастливой случайностью, не результатом его гениальности или легкости заданий. Он будет мотивирован добиваться результата и дальше, потому что вы похвалили его правильно, эмоционально и в тот момент, когда он принес пятерку.

Чем более творчески вы подойдете к выражению позитивной оценки результатов действий своих детей, тем более мотивированы они будут. Используйте различные слова и словосочетания, показывающие ваши чувства и мысли.
«Как я рада...!», «Я горжусь тем, что ты...», «Здорово! У тебя получилось...», «Отличный результат!», «Мне нравится, очень красиво!», «Ух, какой ты быстрый!» «Я довольна твоими результатами!», «Хороший поступок!».
Отдельно подчеркну, что похвала не будет позитивно воздействовать на ребенка, если вы будете ругать его за ошибки.

Хорошая новость заключается в том, что хвалить своих детей может научиться каждый родитель! Для этого требуется лишь ваше желание, настойчивость и любовь.