Когда мы кричим на детей

Почти все дети младшего и среднего школьного возраста, приходящие ко мне в кабинет, жалуются, что родители часто на них кричат. Скорей они даже не жалуются, а с грустью обреченного человека рассказывают об этом. Чаще всего, по их словам, это случается из-за уроков и из-за того, что ребенок что-то сделал «не так». Родители, как правило, соглашаются, что именно так и происходит, но поделать ничего не могут ни с собой, ни с ребенком.

Попробуем понять, что же происходит с ребенком, когда на него кричат родители.

Когда на ребенка кричат, он пугается. Это происходит всегда, независимо от того, видно это со стороны или нет. Возможно ваш ребенок уже выработал защитные механизмы и реакции против крика, но он все равно испытывает беспокойство. А когда ребенок испытывает страх, тревогу или даже раздражение, он не может перерабатывать информацию должным образом, так как негативные эмоции переключают внимание на то, что их вызывает, мешая сосредоточиться на другом. Именно поэтому мы, потеряв душевное равновесие, говорим, что «никак не можем собраться с мыслями» и по этой же причине постоянный эмоциональный дискомфорт приводит к ослаблению умственных способностей детей, снижая их обучаемость. Поэтому, если вы кричите на ребенка во время выполнения домашнего задания, то эффективность работы его рабочей памяти резко снижается, и он не в состоянии сделать работу качественно и быстро. Мозг ребенка может эффективно работать только если ребенок выспался, отдохнул, поел и не испытывает негативных эмоций.

Если негатив по поводу оценок и выполнения домашних заданий прочно вошел в вашу жизнь, то ребенок не в состоянии разорвать этот замкнутый круг, это могут сделать только взрослые.

Мозг человека формируется с рождения и до 18-21 года. Весь этот период ребенок, подросток, молодой человек обучается. Обучение предполагает наличие определенного количества ошибок. У каждого человека это количество разное. Задача родителей помочь ребенку, когда он «делает что-то не так» научиться делать «так». Нужно спокойно повторять то, что от него требуется столько раз, сколько необходимо. Еще лучше показывать, как это делается или делать это вместе, пока ребенок не приобретет уверенность. Крик и в этом случае лишь мешает закреплению новых навыков.

Однажды ко мне пришли родители восьмилетнего мальчика и один из вопросов звучал так: «Что нам делать с ребенком, он такой неловкий?».

Суть в том, что когда они всей семьей дома садятся обедать или приходят в кафе, то младшая дочь ничего не уронит, не рассыплет, аккуратно поест и выйдет из-за стола. А вот старший не может уйти из-за стола, не рассыпав сахар, не облив скатерть, хотя он уже такой «большой». Родителей эта ситуация очень раздражает, отец всякий раз кричит на мальчика, мама более сдержана, но тоже выражает недовольство.

Конечно для ребенка ситуация семейного обеда стала слишком эмоционально напряженной. Кроме того, что он не может аккуратно поесть, его еще постоянно сравнивают с сестрой. Он бы рад не проливать чай, но не может научиться контролировать свои действия в таком состоянии. Когда родители перестали акцентировать внимание на его промахах, стали помогать ему в затруднительных ситуациях и хвалить при удачных попытках, ребенок успокоился и сахар стал рассыпаться гораздо реже.

Мальчику повезло, его родители прислушались к советам и смогли поступать корректно по отношению к ребенку, хотя ситуация их сильно раздражала. Поэтому сейчас этот ребенок не чувствует себя неполноценным и у него не будет проблем, когда он вырастет и пригласит девушку в ресторан или будет приглашен на деловой ужин.

Самое важное, что должен знать каждый родитель: когда мы кричим на своего ребенка, мы теряем с ним эмоциональный контакт. Ребенок закрывается, отдаляется от нас, и мы не сможем узнать, что его волнует в повседневной жизни, какие трудности перед ним возникают и как он с ними справляется. При этом, мы не можем его направить в нужное русло или научить тому, в чем он нуждается, мы просто не знаем, что именно с ним происходит.

Перед тем, как начать кричать на своих детей, мы испытываем негативные эмоции. Если бы их не было, не было бы и крика. И хорошая новость заключается в том, что с ними можно научиться справляться!